В каких случаях применение литий-ионных батарей на складе оправдано?

Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это относительно новый вид батарей. Первые ЛИА были представлены в 90-х годах прошлого века. Сегодня, эта технология широко распространена и фактический каждый человек знаком с нею. Наши смартфоны и ноутбуки питаются за счет ЛИА.

Действительно, эти батареи значительно компактнее и имеют большую плотность заряда, чем традиционные свинцово-кислотные (СКА). Конечно, ЛИА теперь работает и в складской технике. В частности, Mitsubishi Forklift Trucks предлагает эту технологию во всех моделях электропогрузчиков и складской техники.

Выбор какую технологию использовать – традиционные свинцово-кислотные или ЛИА?

Этот вопрос сейчас встает перед всеми профессионалами складской логистики.

Безусловно, относительно низкая цена свинцово-кислотных АКБ чаще всего определяет покупку именно СКА. Действительно, при работе в одну смену с низкой интенсивностью окупаемость более дорогих ЛИА на фоне СКА может растянутся во времени и стать неочевидной. Однако, даже в этом случае у ЛИА есть преимущества. Вот три самых значительных.

1. Li-ion намного эффективнее

В целом, какой бы аккумулятор вы ни использовали, это не повлияет на работу самой машины. Однако это имеет большое значение для всего процесса погрузочно-разгрузочных работ. Особенность работы аккумуляторов в том, что мере разряда падает напряжение батареи. У СКА при 70% разряде батарея не может обеспечить нормальную работу погрузчика. Поэтому падает скорость машины, и вся силовая часть начинает греться, что может привести к серьезным поломкам. Эффективность литий-ионного аккумулятора намного выше, вы можете разрядить его до 90%, прежде чем зарядка действительно понадобится. При этом падение напряжения будет незначительным – скорость останется прежней и перегрева силовой части не будет. Кроме того, есть преимущества зарядки и времени работы за счет более низких потерь энергии (до 30%). Полученная в результате экономия энергии частично компенсирует стоимость покупки литий-ионного аккумулятора. Всем нравится более низкий счет за электроэнергию!

Иными словами, на один рубль, потраченный вами на оплату электричества погрузчик перевезет больше грузов.

2. Больше не нужно менять батарею

Самый раздражающий момент при работе со свинцово-кислотными батареями – зарядка.

Она длится от 8 до 12 часов, который нельзя прерывать, пока процесс не закончится. Если зарядку остановить – это плохо скажется на батарее. Кроме того, надо проверять уровень электролита в банках и при необходимости проводить долив. Низкий уровень электролита также ускоряет деградацию СКА. Чаще всего при односменной работе приходится ставить АКБ на зарядку каждую ночь. И если этого не сделать (забыли, не успели, отключение электричества и пр.), то погрузчик не сможет на следующий день работать полноценно. Поэтому для нормальной работы приходится приобретать дополнительные подменные батареи и заниматься непростой процедурой замены использованных аккумуляторов на заряженные. Кроме того, для свинцово-кислотных аккумуляторов требуется полностью подготовленная (дорогостоящая!) и хорошо вентилируемая зарядная комната. Для нормальной работы СКА нужен специально обученный специалист (часто не один) – аккумуляторщик с целым списком льгот*.

Зарядка свинцово-кислотного аккумулятора

Зарядка литий-ионного аккумулятора

Для ЛИА такой проблемы нет. Такая батарея спокойно переносит дробный заряд. Поэтому ее можно ставить и снимать с зарядки в любое время. Кроме того, у ЛИА очень быстрая зарядка (полный заряд за 1.5 – 2 часа). Во время обеденного перерыва ЛИА можно зарядить на много часов дополнительного времени работы! Литий-ионный аккумулятор можно заряжать где угодно.

3. Забудьте о ежедневном обслуживании

ЛИА имеют закрытую необслуживаемую конструкцию. Во время зарядки батарею не надо снимать с погрузчика и нет необходимости доливать воду или проверять электролит. Фактически, все риски безопасности, связанные с заменой и зарядкой свинцово-кислотных батарей, ушли в прошлое!

Выводы

Переход на технологии ЛИА требует значительных первоначальных инвестиций.

Часто, при анализе целесообразности использования СКА или ЛИА рассматривают только экономию электричества и гораздо (в 3-4 раза) более длительный срок службы. При этом упускаются такие статьи расходов как зарядная комната и расходы на обслуживание. Фонд заработной платы только одного аккумуляторщика может составлять 600 – 700 тысяч рублей в год.

И, конечно, полный переход с технологии СКА на ЛИА требует серьезного изменения процессов внутренней логистики. Многое придется делать по-другому и не всегда это проходит безболезненно.

Однако, полный переход на ЛИА значительно упрощает работу на складе и, в конечном итоге, экономит деньги.

Не случайно, в последние годы резко увеличился спрос на погрузчики с ЛИА. Поэтому производители складской техники начали предлагать такое оборудование. В частности, любой электроприводной погрузчик Mitsubishi Forklift Trucks может быть поставлен с самой современной и производительной литий ионной батареей.

Совет

Назначьте встречу с вашим поставщиком складской техники, чтобы проверить, может ли литий-ионный аккумулятор быть полезным для вашей работы.

Примечания

*Специальность аккумуляторщик включена в Список № 2 по профессиям и должностям, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда. Указанный перечень установлен Постановлением № 517 от 02.10.91 г. и дает право на льготную пенсию в более раннем возрасте, чем при обычных условиях.

Доплаты и льготы аккумуляторщику за вредность:

Дополнительный отпуск – предоставляется ежегодно 12 календарных дней при работе со свинцовыми или кислотными аккумуляторами; 6 календарных дней при работе с щелочным оборудованием.

Доплаты к окладу – минимально установлены в размере 4 % от ставки согласно штатному расписанию. Точный размер повышающего коэффициента утверждает работодатель в трудовом/коллективном договоре с работником.

Льготная пенсия – предусмотрена согласно Списку № 2 профессий с тяжелыми/вредными трудовыми условиями. Законом «О пенсиях» № 173-ФЗ установлено, что досрочное назначение пенсионных выплат полагается мужчинам/женщинам при наступлении 55/50 лет и при наличии общего страхового стажа как минимум 25/20 лет, а стажа работы в тяжелых условиях как минимум 12,5/10 лет.

Обеспечение современными средствами защиты и молочными продуктами.


Возврат к списку