Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это относительно новый вид батарей. Первые ЛИА были представлены в 90-х годах прошлого века. Сегодня, эта технология широко распространена и фактический каждый человек знаком с нею. Наши смартфоны и ноутбуки питаются за счет ЛИА.
Действительно, эти батареи значительно компактнее и имеют большую плотность заряда, чем традиционные свинцово-кислотные (СКА). Конечно, ЛИА теперь работает и в складской технике. В частности, Mitsubishi Forklift Trucks предлагает эту технологию во всех моделях электропогрузчиков и складской техники.
Выбор какую технологию использовать – традиционные свинцово-кислотные или ЛИА?
Этот вопрос сейчас встает перед всеми профессионалами складской логистики.
Безусловно, относительно низкая цена свинцово-кислотных АКБ чаще всего определяет покупку именно СКА. Действительно, при работе в одну смену с низкой интенсивностью окупаемость более дорогих ЛИА на фоне СКА может растянутся во времени и стать неочевидной. Однако, даже в этом случае у ЛИА есть преимущества. Вот три самых значительных.
В целом, какой бы аккумулятор вы ни использовали, это не повлияет на работу самой машины. Однако это имеет большое значение для всего процесса погрузочно-разгрузочных работ. Особенность работы аккумуляторов в том, что мере разряда падает напряжение батареи. У СКА при 70% разряде батарея не может обеспечить нормальную работу погрузчика. Поэтому падает скорость машины, и вся силовая часть начинает греться, что может привести к серьезным поломкам. Эффективность литий-ионного аккумулятора намного выше, вы можете разрядить его до 90%, прежде чем зарядка действительно понадобится. При этом падение напряжения будет незначительным – скорость останется прежней и перегрева силовой части не будет. Кроме того, есть преимущества зарядки и времени работы за счет более низких потерь энергии (до 30%). Полученная в результате экономия энергии частично компенсирует стоимость покупки литий-ионного аккумулятора. Всем нравится более низкий счет за электроэнергию!
Иными словами, на один рубль, потраченный вами на оплату электричества погрузчик перевезет больше грузов.
Самый раздражающий момент при работе со свинцово-кислотными батареями – зарядка.
Она длится от 8 до 12 часов, который нельзя прерывать, пока процесс не закончится. Если зарядку остановить – это плохо скажется на батарее. Кроме того, надо проверять уровень электролита в банках и при необходимости проводить долив. Низкий уровень электролита также ускоряет деградацию СКА. Чаще всего при односменной работе приходится ставить АКБ на зарядку каждую ночь. И если этого не сделать (забыли, не успели, отключение электричества и пр.), то погрузчик не сможет на следующий день работать полноценно. Поэтому для нормальной работы приходится приобретать дополнительные подменные батареи и заниматься непростой процедурой замены использованных аккумуляторов на заряженные. Кроме того, для свинцово-кислотных аккумуляторов требуется полностью подготовленная (дорогостоящая!) и хорошо вентилируемая зарядная комната. Для нормальной работы СКА нужен специально обученный специалист (часто не один) – аккумуляторщик с целым списком льгот*.
Зарядка свинцово-кислотного аккумулятора
Зарядка литий-ионного аккумулятора
Для ЛИА такой проблемы нет. Такая батарея спокойно переносит дробный заряд. Поэтому ее можно ставить и снимать с зарядки в любое время. Кроме того, у ЛИА очень быстрая зарядка (полный заряд за 1.5 – 2 часа). Во время обеденного перерыва ЛИА можно зарядить на много часов дополнительного времени работы! Литий-ионный аккумулятор можно заряжать где угодно.
ЛИА имеют закрытую необслуживаемую конструкцию. Во время зарядки батарею не надо снимать с погрузчика и нет необходимости доливать воду или проверять электролит. Фактически, все риски безопасности, связанные с заменой и зарядкой свинцово-кислотных батарей, ушли в прошлое!
Переход на технологии ЛИА требует значительных первоначальных инвестиций.
Часто, при анализе целесообразности использования СКА или ЛИА рассматривают только экономию электричества и гораздо (в 3-4 раза) более длительный срок службы. При этом упускаются такие статьи расходов как зарядная комната и расходы на обслуживание. Фонд заработной платы только одного аккумуляторщика может составлять 600 – 700 тысяч рублей в год.
И, конечно, полный переход с технологии СКА на ЛИА требует серьезного изменения процессов внутренней логистики. Многое придется делать по-другому и не всегда это проходит безболезненно.
Однако, полный переход на ЛИА значительно упрощает работу на складе и, в конечном итоге, экономит деньги.
Не случайно, в последние годы резко увеличился спрос на погрузчики с ЛИА. Поэтому производители складской техники начали предлагать такое оборудование. В частности, любой электроприводной погрузчик Mitsubishi Forklift Trucks может быть поставлен с самой современной и производительной литий ионной батареей.
Назначьте встречу с вашим поставщиком складской техники, чтобы проверить, может ли литий-ионный аккумулятор быть полезным для вашей работы.
*Специальность аккумуляторщик включена в Список № 2 по профессиям и должностям, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда. Указанный перечень установлен Постановлением № 517 от 02.10.91 г. и дает право на льготную пенсию в более раннем возрасте, чем при обычных условиях.
Дополнительный отпуск – предоставляется ежегодно 12 календарных дней при работе со свинцовыми или кислотными аккумуляторами; 6 календарных дней при работе с щелочным оборудованием.
Доплаты к окладу – минимально установлены в размере 4 % от ставки согласно штатному расписанию. Точный размер повышающего коэффициента утверждает работодатель в трудовом/коллективном договоре с работником.
Льготная пенсия – предусмотрена согласно Списку № 2 профессий с тяжелыми/вредными трудовыми условиями. Законом «О пенсиях» № 173-ФЗ установлено, что досрочное назначение пенсионных выплат полагается мужчинам/женщинам при наступлении 55/50 лет и при наличии общего страхового стажа как минимум 25/20 лет, а стажа работы в тяжелых условиях как минимум 12,5/10 лет.
Обеспечение современными средствами защиты и молочными продуктами.