Шины или гусеницы. Что выбрать? часть 2

Техника на колесном ходу используется в наше время на рабочих площадках, будь то небольшие строительные объекты либо проекты горнодобывающей промышленности. То, насколько эффективно и результативно будут проявлять себя машины в процессе эксплуатации, зависит от грамотного подбора шин.

Важным параметров является норма слойности. В случаях, когда речь идет о тяжелой спецтехнике, которой предстоят повышенные нагрузки в сложных условиях, лучше отдать предпочтение образцам с толщиной и прочностью каркасного слоя шины.

Следующий фактор – рисунок протектора. Здесь важно учитывать как условия эксплуатации, так и вид техники. Так, если планируется использовать машину на твердых поверхностях и грунтах, то выбор стоит остановить на шинах с состоящим из массивных блоков рисунком протектора и увеличенным отношением площади выступов к площади канавок.

И еще один не менее важный фактор – глубина протектора в соответствии с так называемым индексом по TRA («Ассоциации производителей шин и дисков»). Так, под индексом L2 (Traction Regular) выпускаются шины с грунтозацепами для машин повышенной проходимости, обеспечивающие максимальное сцепление на песчаном и мягком грунте. Данные шины устанавливают на фронтальные погрузчики, автогрейдеры, скреперы, мини-погрузчики, бульдозеры и экскаваторы на пневмоколесном ходу, задействованные при разработке, планировании и профилировании, погрузке грунта на малых скоростях.

Шины с индексом L3 (Rock Regular) предназначены для работы в условиях каменистого (скального) грунта, обеспечивая хорошее сцепление и сопротивление воздействию горной породы при эксплуатации ТС общего назначения. Использование шин целесообразно при транспортировке, перемещении, планировании и профилировании грунта фронтальными погрузчиками, автогрейдерами, скреперами, бульдозерами на пневмоколоесном ходу.

Индекс L4 обозначает шины, предназначенные для работы в условиях скального (каменистого) грунта с глубокой нарезкой (Rock Deep Tread). Устанавливаясь на фронтальные погрузчики, автогрейдеры, скреперы, бульдозеры на пневмоколоесном ходу, данные шины гарантируют высокое сопротивление воздействию горной породы и долговечность протектора. Используются при транспортировке грунтов.

И, наконец, индексу L5 соответствуют шины Rock Extra Deep Tread, предназначенные для каменистого (скального) грунта с особо глубокой нарезкой. Шины с данным индексом обеспечивают повышенное сопротивление воздействию горных пород и долговечность протектора в суровых условиях эксплуатации. Ими оснащают фронтальные погрузчики, скреперы, бульдозеры на пневмоколесном ходу, используемые при планировании, профилировании, перемещении грунта.

Стоит отметить, что оснащение машин шинами с протектором L4 и L5 является наиболее рациональным решением для коммунальных служб, строительных компаний, где техника работает на асфальте, бетоне и других высоко абразивных поверхностях.

Если же подбираются шины непосредственно для экскаватора, то для предотвращения пробуксовки в грязи целесообразно устанавливать ходовую часть с «агрессивным» рисунком. В таком случае грунтозацепы будут врезаться в почву, гарантируя хорошее сцепление с грунтом и тяговое усилие.

Такой тип машин как автогрейдеры чаще функционируют на уплотненных и относительно сухих поверхностях. Для эффективной эксплуатации целесообразно устанавливать шины с рисунком протектора с выступами прямой или S-образной формы, что гарантирует оптимальные показатели сцепления с грунтом и тягового усилия. Чтобы автогрейдер мог плавно передвигаться и по слабым несущим поверхностям, грязи и гравию, рисунок протектора для этих шин должен сочетать в себе плотность, массивность и способность к самоочищению.

Поскольку строительная спецтехники работает на площадках, усыпанных строительным мусором, осколками бетона, в процессе эксплуатации возникает риск разрывов, порезов и другие повреждений колеса, приводящих к длительным простоям техники. Поэтому такой параметр, как устойчивость шин к проколам, играет важную роль. Чтобы повысить прочность колес и увеличить срок службы, производители подбирают прочный состав материала протектора, добавляют надежные усиленные слои корда в шины с диагональным кордом, а также специальные радиальные и боковые брекеры, охватывающие ободья колесного диска.

Востребованной на рынке является продукция бельгийской компании CAMSO с филиалами в Европе, Канаде, Шри-Ланке и Китае. Выпускаемые на канадских производственных мощностях шины под брендом SOLIDEAL, относящиеся к верхнему ценовому диапазону и изготовленные из натурального каучука, известны износостойкостью, ударопрочностью и надежностью. Специально для экскаваторной техники компания предлагает модель шин из прочной резины с дополнительной зашитой от порезов. Это диагональные шины 10.00-20 SOLIDEAL 16PR WEX с широким и глубоким самоочищающимся рисунком протектора с широкими ламелями. После произошедшего недавно ребрендинга принято решение выпускать все шины под брендом CAMSO.

Еще один известный производитель шин – BKT Balkrishna Industries Ltd из Индии. Слегка уступая по популярности ряду брендов, к примеру, тому же SOLIDEAL, компания тем не менее пользуется репутацией поставщика качественной и надежной продукции. Шины ВКТ устанавливаются в базовой комплектации машин таких брендов как JCB, Bomag, TEREX, Case, HAMM, KALMAR, Dynapac.

Специально для грунтовых виброкатков, асфальтоукладчиков и прицепов компания предлагает индустриальную пневматическую шину 23.1-26 16PR 159A6 BKT TR-387 TL. Ходовая часть с протектором рисунком «ромб», за счет которого гарантируется сцепление с поверхностью, а также проходимость, маневренность и плавность, безопасное передвижение без рывков. Шины выполнены из износостойкого материала, благодаря чему подходят для использования в условиях сложного климата с резкой сменой температурного режима. На территории России моделью 23.1-26 16PR 159A6 BKT TR-387 TL оснащают катки AMMANN, Hyundai, JCB, DYNAPAC, BOMAG, HAMM.

Еще по одной классификации современные шины делятся на диагональные и радиальные. Предназначение первого типа – обеспечение устойчивости техники при поездах на короткие расстояния. Радиальные образцы применяются в тех случаях, когда преодолевается длинная дистанция, к примеру, в сфере междугородних перевозок, для грузовых автомобилей с шарнирно-сочлененной и жесткой рамой. Согласно исследованиям, при замене диагональных шин на радиальные автомобили-тягачи демонстрируют улучшенные до 16% показатели топливной эффективности.

В последнее время отмечается тенденция роста интереса к радиальным шинам в сегменте тяжелой спецтехники, к примеру, для автогрейдеров и экскаваторов. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем такие колеса превзойдут по популярности пока еще преобладающие на рынке диагональные шины. Главная причина – в стоимости владения. Несмотря на то, что радиальные шины обходятся дороже диагональных при покупке, благодаря повышенному сроку службы, износоустойчивости и прочности обеспечивают сниженные эксплуатационные расходы.

Улучшенные технические характеристики радиальной шины являются следствием принципа работы. Так, в отличии от диагональных образцов, они обладают эластичной боковой частью, что в сочетании с прочным радиальным брекерным поясом под протектором обеспечивают не только повышенную износостойкость, но и увеличенную площадь контакта шины с грунтом, которая гарантирует лучшее сцепление шины с грунтом, в том числе с мягким, а также тяговое усилие. Большое ровное пятно контакта ко всему прочему помогает увеличить срок службы протектора. Для эффективной и продолжительной эксплуатации эксперты рекомендует выбирать радиальные шины с полностью стальным кордом.

Среди российских потребителей спросом пользуются радиальные шины производства Michelin. Компания предлагает недавно разработанную шину MICHELIN XHA2 17.5 R25, предназначенную для фронтальных погрузчиков, грейдеров и колесных бульдозеров, занятых в горнодобывающей отрасли, а также в сфере дорожного, промышленного и жилого строительства. От предшествующего образца новинка отличается улучшенными показателями производительности, безопасности и плавного хода, что стало возможным благодаря возросшей на 9% глубине протектора, увеличенной площади пятна контакта. Усиленные боковины и плечевая зона, произведенные из особой резиновой смеси, обеспечивают устойчивость к проколам и порезам, а в случае повреждений можно восстановить протектор шины. Кроме этого, для MICHELIN XHA2 17.5 R25 свойственен новый запатентованный дизайн, который позволяет более чем на 50% снизить вибрацию в процессе передвижения и обеспечить мягкий контакт с покрытием.

Идем дальше. Как уже отмечали ранее, на строительных площадках, где встречаются осколки бетона и другие абразивные поверхности, велик риск появления проколов и порезов шин. Чтобы предотвратить повреждения, а также снизить расходы на ремонт, целесообразно устанавливать цельнолитые или заполненные пенополиуретаном диагональные шины. Сократить время простоя машин при комплектации этими шин позволяет увеличенный в 3-5 раз срок службы по сравнению с пневматическими образцами, а также невозможность проколов, необслуживаемая конструкция, не требующая ухода, проверки уровня давления воздуха и наличия посторонних предметов в канавках протектора.

При изготовлении цельнолитых шин используются резиновые смеси специального состава, для которых свойственен увеличенный в два раза предел по прочности по сравнению с материалом, из которого выполняют преобладающую часть пневматических шин.

Цельнолитые шины присутствуют в продуктовых линейках многих производителей. Так, Bobcat поставляет на рынок модель Twin Flex, отличающуюся прогрессивной конструкцией с отверстиями в форме капли, которые под воздействием нагрузок принимают округлую форму. Особенность гарантирует плавное движение, а также предотвращает появление трещин на участках концентрации напряжений, тем самым продлевая срок службы ходовой части. Также при оснащении техники моделью Twin Flex машина оказывается защищена от толчков и неровностей, встречающихся на дорожном полотне, что также помогает снизить затраты на ремонт.

Само собой, нельзя не упомянуть такой немаловажный фактор, как стоимость приобретения. При первом взгляде может показаться, что все шины одинаковые, поэтому закономерно, что у пользователей возникает вопрос – зачем и, главное, за что платить больше? Впрочем, при более детальном сравнении различия становятся очевидны. Так, когда речь идет о шинах специального промышленного назначения, цена может быть больше. Чаще это обуславливается увеличенным процентом содержания каучука в составе, более толстыми боковинами и сохраняющейся округлой форме колеса, напрямую влияющей на точность высоты разгрузки ковша.

В любом случае всегда стоит оценивать не стоимость новой шины, а ее моточаса. Рассмотрим ситуацию на простом примере.

Шина Стоимость Ресурс Стоимость моточаса
1 1000 руб. 2000 м.ч. 0,5 руб./час
2 600 руб. 1000 м.ч. 0,6 руб./час

Получается, что выгоднее купить первую шину. А если прибавить стоимость монтажа шины, простоя техники, то получится, что при правильной эксплуатации выгоднее купить более дорогую шину хорошего производителя. Поэтому стоит помнить, что технические характеристики служат залогом длительной эффективной эксплуатации и сниженных затрат в процессе владения, что компенсирует затраты на приобретение.

Выбирая шины для спецтехники, ориентируйтесь в первую очередь на рекомендации завода-производителя относительно размеров колеса. Так, при оснащении транспортного средствами шинами с меньшим или большим наружным диаметром, чем указано в сопровождающей документации, происходит изменение передаточного отношения. В результате при выполнении рабочих операций с подключенным передним мостом и при передвижении по твердому покрытию нагрузка на трансмиссию возрастает, что является причиной преждевременного износа и выхода из строя.

Залогом длительной успешной работы шин служит не только грамотный подход при выборе, но и соблюдение правил ухода и эксплуатации, если техника используется в условиях бездорожья. Соблюдение рекомендаций, установленных производителем техники, а также своевременное техническое обслуживание позволит не только продлить срок службы техники, но и снизить эксплуатационные расходы.

Резюмируя, отметим следующее. Однозначно определить, какая ходовая часть лучше и эффективнее, нельзя. Исходя из условий эксплуатации и рабочей обстановки в конкретных ситуациях рациональнее применять гусеничные машины, а в других – колесные образцы. Поэтому не случайно ряд производителей предлагают машины с опцией смены колесного хода на гусеничный.


Возврат к списку